Почему парламент держит путь в никуда?

После досрочных президентских выборов в июне этого года, казахстанская политическая система до сих пор находится в поиске баланса между ветвями власти. Причем этот процесс происходит не за счет повышения эффективности своей деятельности, а в рамках очернения конкурентов.

Показательной в этом отношении является нынешняя работа парламента. Депутаты традиционно активизировались после летних каникул, но в этой активизации появились настораживающие нюансы.

Пока президент Токаев напряженно решает накопившиеся внутренние проблемы, укрепляет внешнеполитические связи, некоторые «старожилы» широко критикуют руководителей отдельных министерств и ведомств, сопровождая все это откровенным хамством, а, иногда, прямыми угрозами «снять с должности», «наказать» и т.п.

«Закоптерщиками» в данном случае выступают представители фракции «Нур Отана», имеющей безраздельное большинство в законодательном органе. Однако некоторые депутаты дискредитируют партию власти, допуская «базарный» стиль в своей работе. Вспомнить хотя бы парламентские слушания с участием министров сельского хозяйства, национальной экономики и образования, где главы госорганов выступили в роли «мальчиков для битья», которым откровенно и на всю страну сделали выволочку.

Конечно, законодатели в праве заслушивать членов Кабмина и выражать свое мнение об их работе. Тем более, что Сенат согласовывает ряд ключевых фигур исполнительной власти (председателей Нацбанка и КНБ, Генпрокурора), а Мажилис — членов правительства (за исключением глав министерств иностранных, внутренних дел и обороны, которые являются личными креатурами главы государства и назначаются без согласования с парламентом. Кстати, как поведут себя депутаты при заслушивании этих министров, сохранят ли они то же поведение при общении с этой когортой членов правительства?).

Слишком вольготное поведение выражается не только во время заседаний. Инсайдеры сообщают о постоянном нарушении депутатами официальной формы общения с правительством — депутатский запрос.

Избранники народа направляют свои просьбы (считай, требования) в министерства и ведомства в достаточно жесткой форме. Более того, количество таких писем со временем только возрастает, и они зачастую отражают сугубо личные интересы народных избранников.

Согласны, что результаты работы профильных министров оставляют желать лучшего, однако зададимся вопросом – дает ли это право превышать депутатские полномочия? Где же вы были раньше, господа депутаты? Почему такая жесткая позиция занята именно сейчас, когда государству и обществу требуется консолидация в непростой переходный период?

Можем предположить, что такая «принципиальная» позиция отдельных представителей депутатского корпуса вызвана не только заботой о государственных интересах, но и личными амбициями. Возможно, выпады в адрес представителей исполнительных органов власти указывают на желание вести кадровую политику. Но конституционный закон «О парламенте РК» такой властью депутатов не наделяет. А рост личных амбиций в транзитный период не может привести к положительному результату – лебедь, щука и рак никогда не сдвинут повозку. И если Казахстан хочет продвигаться нужно упорядочить работу депутатов, ведь они не являются высшей властью в стране, хотя их поведение и амбиции говорят об обратном.

Источник: https://yvision.kz/post/843178

Recommended For You

About the Author: CApress

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *